Цена 1 часа рабочей силы, как правило снижается.

СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть V

Материал из m-17.info

Перейти к: навигация, поиск

/ Заглавная страница / 100% / СЕН-СИМОН /


Новая общественная система может установиться, согласно идеалистической концепции Сен-Симона, только тогда, когда состояние знаний даст возможность построения новой философской системы, лежащей в ее основании. Так, на политеизме была построена античная система, на христианстве — феодально- богословская. Кризис, который переживают европейские общества, является результа-

  • Oeuvres choisies, II, 370—371; 373-377; III,

277-296.

том несвязности общих идей. Как только появится теория, соответствующая достигнутому уровню просвещения, все придет в порядок, Какова <же эта новая философия, которая должна сменить христианство и послужить базисом для промышленного строя? В разные периоды своей деятельности Сен- Симон давал на этот вопрос не одинаковые ответы. В более ранних произведениях Сен-Симона новой философской доктриной, подготовленной развитием знаний с XV в., является «физицизм», образующий промежуточное звено между просветительной философией XVIII в. и позитивизмом Конта. Все человеческие знания, утверждает Сен-Симон, проходят в своем развитии три стадии: теологическую, предположительную, или метафизическую, и позитивную. Теологическая соответствует низкому уровню знаний, характерному для феодальной системы. Но начиная с XV в. разум стремится обосновать свои суждения «а наблюдаемых фактах. Все науки одна за другой принимают положительный характер. Очевидно, что философия, на них основывающаяся, должна также стать положительной. Она не могла стать положительной сразу, и в качестве промежуточных систем возникли системы метафизические. Эти системы соответствовали промежуточному периоду, в который разрушался феодально-богословский строй. Однако и XIX в. находится до сих пор под влиянием критического характера XVIII в., он не принял еще организаторского направления, не создал еще соотвёт^· ствующеи этому направлению позитивной философии. Настала пора ее создать. Подобно энциклопедии XVIII в., критической, должна быть создана новая энциклопедия — положительная. Новая политическая система явится следствием этой новой философии. * Центральной идеей новой философии будет идея е д и н о г о з а к о н а , управляющего всеми явлениями вселенной. Человеческий разум от идеи многих одушевленных причин переходил к идее единой одушевленной причины (политеизм — монотеизм). Далее от этой идеи человек возвысился до понимания законов, управляющих явлениями. Следующий шаг — верование в единый закон.** Единый закон должен сменить единого бога — эта мысль совершенно отчетливо формулируется Сен-Симоном. Он даже знает, какой это закон: «Идея тяготения должна играть роль абсолютной общей идеи и заменить идею бога ». *** Отсюда и преклонение Сен-Симона перед Ньютоном, как перед великим мыслителем, установившим впервые единый общий закон. Идея бога устарела. Она соответствовала более примитивному состоянию человеческих знаний и человеческого разума. Ребе-

  • Oeuvres choisies, II, 14—15; Du système industriel,

I—VI; Oeuvres choisies, II, 173—174.

  • > Oeuvres choisies II, 33—34; 192.
      • Oeuvres choisies, II, 219.

нок, ударившийся о камень, одушевляет его и кричит: злой камень! В этом возрасте, преисполненном жизни, все представляется живым. Становясь взрослым, человек перестает искать везде в природе жизнь. Точно так же человечество, придя к идее единой причины, одушевило эту причину, наложило на нее печать воображения. Сейчас вера в бога ненужна, потому что она ничуть не помогает уяснению законов природы. Кроме того, с ней не мирится здравый смысл. Признание всеведения, всемогущества и всесовершенства божества приводит к противоречиям, совершенно невыносимым. «Размышляя о богословской системе, нельзя не поражаться громадностью расстояния, отделяющего ее от современного состояния просвещения». Теизм так же пережил себя, как политеизм в эпоху Цицерона. * Сейчас обосновать философию на представлении одушевленной причины невозможно. Вместо того чтобы воплощать абстракцию, как это делают богословы и метафизики, надо из бога как существа извлечь идею закона. Не идея бога должна лечь в основу философской концепции, а идея тяготения. ** Так радикально порывая с существом «богословской» системы, Сен-Симон, однако, и в этот период сохраняет очень многое от ее формы. Повидимому, ему представляется,

  • Oeuvres choisies, II, 125—128.
    • Там же, II, 238.

что «простой народ», »несмотря на проделанную с XV в. критическую работу, еще неспособен воспринять положительную философию в чистом виде. Поэтому отношение между истинными воззрениями философов и верованиями простого народа должно складываться так, как это было в Египте. «Лица, посвятившие себя изучению наук, должны верить, что вселенная управляется единым законом... Простой народ должен верить, что вселенной управляет всемогущее существо». Ученые должны, конечно, распространять свои знания в народе. Но они должны пользоваться для этого языком откровения, должны вкладывать в уста бога лучшие науч«ые результаты своих работ. * И сам Сен-Симон этому совету следует в весьма значительной мере. Его произведения являются причудливым сплетением обычной формы логических доказательств и формы откровения. Он нисколько не стесняется «вкладывать в уста бога» восхваления Ньютону и проекты создания высшего научного совета, нисколько не стесняется от имени бога провозглашать себя основателем новой религии: «так говорил со мной бог». ** В соответствии с этим свою положительную философию он называет религией, корпорацию ученых — духовенством, лишь преобразованным в связи с преобразованием рели-

  • Oeuvres choisies, II, 4L
    • Oeuvres de S.-Simon et d'Enfantin, XV (1), 57.

гии, * — духовенством, имеющим свою иерархию, аналогичную старой, и даже своего папу. ** Получаются, таким образом, как бы две доктрины: одна—чисто теоретическая, позитивная, служащая для внутреннего употребления, другая — практическая, носящая характер откровения, служащая для пропаганды. В последних литературных произведениях Сен-Симона практический интерес, интерес к общественному преобразованию, достаточно сильный и в предыдущих работах, берет ©ерх над интересом теоретическим. Вместе с тем религиозная форма, имевшая ранее значение своеобразного приспособления, становится чем-то самодовлеющим, позитивная наука и ее достижения превращаются лишь в средство, в материал для реформирования религии. Происходит как будто лишь легкое изменение в расположении тех же составных частей системы. А между тем в результате вместо п о з и т и в н о й философии, весьма рационалистически задуманчюй, хотя и возводимой в ранг религии из практических соображений, мы получаем новое х р и с т и а н с т в о , настоящую религию чувства, моральное учение с потусторонней санкцией, хотя и с большим рационалистическим привкусом. Если от первой несомненно, произошел позитивизм Конта, то второе по-

  • Oeuvres choisies, II, 24—25.
  • * Там же, II 249.

служило исходным пунктом для религиозного учения позднейшего сен-симонизма. Конт, бывший непосредственным свидетелем этой эволюции, относит поворот Сен-Симона к «гуманитарному мистицизму» к 1818 г. Историческое христианство — это, согласно общему построению Сен-Симона, теистическая система, в форме которой единобожие восторжествовало над многобожием среди европейских народов. Как таковое оно — пройденная ступень. Но мы знаем, что христианство в то же время — моральный принцип. Этот принцип формулируется Сен-Симоном так: люди должны относиться друг к другу как братья. В ту эпоху, когда христианство возникало, всеобщее братство людей вследствие их невежества не могло восторжествовать в полной мере. Конкретным результатом провозглашения христианского принципа была, по мнению Сен-Симона, лишь отмена рабства. Христианство должно было итти на уступки, приспособляться к состоянию умов. В частности, оно должно было отказаться от подчинения своему моральному принципу светской власти: «кесарево — кесарю». Светская власть продолжала основывать свое могущество на праве сильнейшего. Отсюда — феодальная организация. Сейчас, утверждает Сен-Симон, прогресс цивилизации позволяет пойти дальше. Христианские народы достаточно подготовлены к полному усвоению христианской морали. Новое христианство должно притти на

смену старому,— новое христианство, которое, в противоположность старому, подчинит себе светскую власть и будет стремиться построить на христианской морали всю систему общественных отношений. * Возможность применения основного принципа христианства к общественным отношениям влияет и на его формулировку; эта формулировка может быть гораздо более конкретной, чем она была в первоначальном христианстве. В новом виде формула братства людей гласит: религия должна направлять общество к великой цели наискор е й ш е г о у л у ч ш е н и я участи наиб е д н е й ш е г о класса.** В противоположность старому христианству доктрина нового христианства будет видеть в этом морально-социальном повелении самую главную свою составную часть. Новое христианство будет совершенно очищено от суеверий, привившихся к старому вследствие невежества людей. Это будет (возвращение к чистой религии, свободной от теологии. *** Культ и догмат вообще играют тем большую роль, чем ближе мы к основанию религии; по мере развития человеческого разума все большее значение приобретает в ней духовная сторона. Основная ошибка Лютера, который оказал большие услуги прогрес-

  • Oeuvres choisies, Ш, 321—325; Du système industrie),

269.

    • Oeuvres choisies, VIII, 328.
      • Du système industriel, 275, 310.

су своей критикой старого христианства, в том и состояла, что он считал необходимым восстановление и сохранение в обновленной религии тех догматов, какие были изложены в «священном писании». Это было так же бессмысленно, как если бы математики, физики и прочие ученые стали утверждать, что разрабатываемые ими науки должны изучаться по первым произведениям, какие трактовали об их предметах. * Однако не следует думать, что Сен-Симон изгоняет из своего нового христианства всякую догму, превращая его в чистую .моральную доктрину. Догма должна быть очищена согласно научным данным, она должна быть отодвинута на ©торой план, но все же догму новое христианство иметь будет. ** В своем последнем произведении Сен-Симон восстанавливает и личного бога и личное бессмертие, которое является наградой за служение великим земным целям. *** Он протестует даже против возможного подозрения в скептическом отношении к божественности основателя христианства.

        • И все это говорится с такой

серьезностью, которая заставляет подходить к новому «откровению» Сен-Симона несколько иначе, чем к его более ранним откровени' я.м. Если это и грим для соблазна верующих,

  • Oeuvres choisies, III, 364—365,
    • Там же, III, 328.
      • Там же, 331.
        • Там же. 365.

то грим, сделанный так искусно, что черт его не отличишь от черт живого лица. Вслед за догмой »восстанавливается и культ. Новое христианство имеет свой культ и свое духовенство. Недостаточное внимание к культу — вторая ошибка, которую Сен- Симон ставит в вину Лютеру. Задача руководителей христианства состоит в том, чтобы внушить всем людям основное правило христианской морали, чтобы приучить их применять его во всех перипетиях своей повседневной жизни. Христианская мораль будет, конечно, положена в основу воспитания. Но этого мало. Необходимо пользоваться всеми средствами, чтобы толкать мысль людей в нужном направлении. Необходимо возбуждать их страх картиной бедствий, которые их постигнут, если они уклонятся от исполнения предписаний морали, и картиной радостей, с которыми сопряжено их соблюдение. «Для того чтобы вызвать в этих двух направлениях наиболее сильное и полезное действие, нужно комбинировать все средства, все возможности, какие могут предложить искусства». Сен-Симон мечтает о развитии культа совместными усилиями проповедников, поэтов, музыкантов, скульпторов и архитекторов. Все искусства должны соединиться, чтобы сделать культ полезным обществу, чтобы через культ перевоспитать человечество в духе христианской морали. *

  • Oeuvres choisies, III, 358—360,

Усвоение нового христианства и построение на его основе общественной системы — единственный выход из кризиса, в котором находятся европейские общества со времени разрушения феодально-богословской системы. Положение новой Европы аналогично положению Римской империи перед распространением христианства. Человечество было спасено от разложения и поднялось на новую ступень благодаря старому христианству. Точно так же сейчас оно будет спасено новым ' христианством. И поведение первоначальных христиан должно быть образцом для проповедников нового христианства. Единственное средство его распространения — убеждение. «Пусть нас преследуют, как и первых христиан, говорит Сен-Симон, нам совершенно возобраняется употребление физической силы». * Новое христианство, подобно христианству первоначальному, будет поддерживаться, распространяться и защищаться силой морали и общественного мнения. Положение таково, что можно ожидать насилий, восстаний со стороны бедных классов. Но насильственные средства годятся только для разрушения, а не для созидания. Необходимо принять все меры, чтобы распространение нового учения «не толкнуло бедный класс к актам насилия против богатых и правительств». ** Поэтому- то Сен-Симон и считает нужным обращаться

  • Du système industrile, 284—286.
    • Oeuvres choisies, Ш, 372—,V/?t

со своей проповедью не к этому наиболее заинтересованному в торжестве нового христианства бедному классу, а к богатым и сильным. Обращаться к бедным, по его мнению, опасно. И вот Сен-Симон создает совершенно неправдоподобную теорию, согласно которой над установлением нового общественного строя всегда трудятся с наибольшим жаром не те, кто в нем заинтересованы. «Страсть к общественному благу имеет гораздо большее значение в деле политических улучшений, чем эгоизм тех клагсов, которым эти перемены принесут наибольшую пользу». Эту мысль Сен-Симон подтверждает опять- таки ссылкой на основателей христианства, принадлежавших будто бы совсем не к тем группам населения, которым установление христианства должно было принести пользу. Общественное преобразование будет произведено силой нравственного чувства, силой энтузиазма.. * Впрочем, богатые и сильные должны пойти за новым христианством не только в силу нравственных побуждений, но и в силу своих интересов. Сен-Симон убежден, что осуществление основного принципа нового христианства — улучшение морального и физического существования бедного класса — невозможно иными средствами, кроме тех, которые увеличивают наслаждения богатого класса. Эту мысль он подкрепляет соображе-

  • Pu système industriel, 299—310.

нием, о котором уже приходилось упоминать в другой связи: художники, ученые и руководители промышленных предприятий принадлежат к классу работников; их интересы по существу совпадают с интересами народных масс, они — естественные вожди рабочих, единственные вожди, заслуживающие доверия. * Ученики Сен-Симона, сугубо подчеркивающие религиозную сторону системы, к религиозному энтузиазму сводят все дело общественной реорганизации. Политической борьбой они, за редкими и случайными отступлениями, не интересуются. Сам Сен-Симон, при всем религиозном идеализме его последних произведений, все же некоторой частью существа остается до конца весьма трезвым политиком-реалистом, делающим выводы по отношению к будущему из своего анализа исторического прошлого и настоящего. Преобразование невозможно без усвоения новой религии, без религиозного энтузиама, но, с другой стороны, оно происходит в обстановке реальной политической борьбы и само должно носить .формы такой политической борьбы. Оно должно быть совершено какой- то политической силой. Так как, по учению Сен-Симона, исторический процесс выдвигает в качестве крупнейшей политической силы промышленников, так как промышленники наряду с учеными и художниками сами за-ин-

  • Oeuvres choisies, III, 373,

тересова«ы в преобразовании, ставшем необходимым для дальнейшего развития обще ства, так как в будущем обществе им должна принадлежать самая значительная роль, то совершенно естественно, что Сен-Симон приходит к выводу о необходимости организации политической партии промышленников. Основным ядром этой партии должна послужить организация парижских промышленников, «так как политические интересы Европы обсуждаются во Франции, а социальные интересы Франции обсуждаются в Париже». Парижским промышленникам будет нетрудно организоваться, потому что они составляют в Париже самый многочисленный и влиятельный класс; а за ними неизбежно последуют промышленники Франции и затем всей Европы. Промышленная партия радикально отличается от партий консервативной и либеральной, поскольку последние связаны с. феодальным и промежуточным классами: их цель — либо сохранение феодализма, либо его использование в своих интересах; целью промышленной партии будет учреждение новой системы. Организация промышленной партии в европейском масштабе поведет с необходимостью к учреждению в Европе промышленной системы и к уничтожению системы феодальной. * Образование партии промышленников произойдет мирным путем. Средства насилия

  • Oeuvres choisies, III, 103—105,

здесь совершенно не нужны, потому что у существующих правительств не может быть никаких оснований противодействовать ее образованию. Это будет партия мирная и моральная. Она будет стремиться действовать при посредстве общественного мнения, а никакое правительство не может помешать образованию общественного мнения. Более того, основная политическая сила современного общества — королевская власть — не только не заинтересована в противодействии промышленникам, она, наоборот, заинтересована в успехе их начинаний. Королевская власть,— утверждает Сен-Симон,— отнюдь не связана органически с силами феодального общества. Она, как мы видели, в борьбе промышленников против феодалов стояла на стороне первых. Короли Франции способствовали в этот период естественному ходу вещей. Нет никаких оснований для них отказываться от этой роли и сейчас. Оттого, что король объявит, что промышленники составляют первый класс среди его подданных, оттого, что он призовет промышленников к управлению общественным достоянием, его авторитет не станет меньше. А так как преобразование вызовет общее повышение благосостояния и довольства всей нации, то привязанность народа к королю, ставшему во главе движения в пользу преобразования, будет еще больше, чем была до того. Промышленная система не противоречит королевской власти. Король в ней будет первым

промышленником, как ранее был первым дворянином. Поэтому Сен-Симон в «Катехизисе промышленников» и в «Системе промышленности » рассчитывает на королевскую власть как на опору в своей борьбе за промышленный строй, как на один из факторов, действующих в направлении ставшей исторически необходимой общественной реорганизации.

  • В «Новом христианстве» он Еыражает

ту же мысль в свойственной этому произведению форме религиозного призыва. Государи Европы объединились под знаменем христианства в Священный союз. Но их поведение далеко не соответствует провозглашаемым Сен-Симоном нормам истинного христианства. Они поддерживают старую систему власти меча, власти кесаря. И Сен-Симон считает необходимым обратиться к ним с призывом: «Государи! Прислушайтесь к голосу бога, говорящего вам моими устами, станьте вновь добрыми христианами, перестаньте считать наемные армии, дворянство, еретическое духовенство и нечестивых судей главной опорой. Объединенные во имя христианства, сумейте выполнить все обязанности, которые оно налагает на власть имущих. Помните, что оно предписывает им употребить все силы на то, чтобы возможно быстрее увеличить социальное счастье бедняка». ** Весьма высоко оценивая роль королев-

  • Oeuvres choisies, III, 112—113.
    • Там же, III, 380-382,

ской власти и промышленников в предстоящем перевороте, Сен-Симон далеко не с такой определенностью высказывается о политической роли третьего его элемента, которому в будущей промышленной системе отводится видное место,— интеллигенции, т. е. ученых и художников. В той политической партии, о которой мечтает Сен-Симон, они во всяком случае занимают второстепенное место. Ученые, говорит Сен-Симон, оказывают промышленникам большие услуги, но сами обязаны им большим — своим существованием. Промышленный класс доставляет ученым не только то, что удовлетворяет их непосредственные потребности, но и орудия их научной работы. Промышленный класс — основной класс, без него не может существовать никакой другой. Он может поставить другим классам условия, какие пожелает. Поэтому с призывом об организации новой партии Сен-Симон и считает нужным обращаться к промышленникам, а не к ученым.

Деятельность ученых и художников крайне важна в другой области: в области подготовки новой общественной философии и ее пропаганды. Ученые должны доказать возможность увеличения в новом порядке

  • Там же, III, 197. В вопросе о соотношении

»тих двух групп — промышленников и интеллигенции — Сен-Симон испытал известную эволюцию. В более ранних произведениях он отводит ученым более значительную роль.

благосостояния всех классов общества. Они должны выяснить средства, обеспечивающие непрерывность труда массы производителей, разработать основные принципы общественного образования, установить законы гигиены социального организма: в их руках политика должна быть дополнением к науке о человеке. Люди искусства, люди с богатым воображением, будут содействовать преобразованию свойственными им средствами. Они возвестят будущее человечества, они отнимут у прошлого золотой век и перенесут его в будущие поколения, они воодушевят общество, «арисовав перед ним прекрасную картину новых успехов, дав ему почувствовать, что вскоре все члены общества будут пользоваться наслаждениями, которые до того были уделом лишь одного, весьма малочисленного класса. Задача промышленной партии будет состоять в том, чтобы взять управление государством из рук дворян, военных и законников и передать его в руки промышленников. Этот исторический акт, как и вся деятельность партии, будет, по мнению Сен- Симона, мирным актом. Промышленники по своему происхождению и характеру — класс мирный. Даже в эпоху революции насилия исходили не от промышленников. Да и с кем, спрашивает Сен-Симон, была бы нужна насильственная борьба? Ведь промышленники составляют двадцать четыре двадцать пятых общества. Они преобладают чисто физи-

чески. Они производят все богатства и владеют денежными средствами. Они превосходят других своей интеллигентностью и своими деловыми способностями. И человеческая и божественная мораль призывает их к управлению государством. Сможет ли кто-либо бороться против такой силы? Когда промышленники организуются, власть совершенно естественно перейдет в их руки. Их политическое мнение будет общественным мнением, а общественное мнение правит миром.* Социальная система Сен-Симона не может быть признана социалистической в том смысле, в каком мы употребляем это слово в наши дни. Сен-Симон сохраняет в своем идеальном обществе частную собственность, классы предпринимателей и рабочих, предпринимательскую прибыль, Сен-Симон нигде не говорит об обобществлении средств производства, хотя бы даже частичном. Промышленная система имеет черты, сближающие ее с государственным капитализмом. Частные интересы отдельных предпринимателей в известной мере подчинены в ней интересам «общим», но поскольку правящим классом являются те же предприниматели, совершенно ясно, что этими «общими» интересами должны оказаться интересы класса предпринимателей, взятого в целом. Учение Сен-Симона не есть манчестерство, как это

  • Oeuvres choisies, III, 72—75; 104 etc.

утверждал Г. Экштейн, хотя в ранних работах Сен-Симона, направленных против феодального порядка, имеются заявления, осуждающие вмешательство государства в дела промышленности. * Учение Сен-Симона утопически стремится преодолеть анархию капиталистического строя, не затрагивая его основ. В полном соответствии с таким характером будущей общественной системы находится и «революция», которая к ней должна привести. Это — мирный переворот, производимый одним из господствующих классов против другого при благосклонном содействии королевской власти, переворот, в котором участие масс нежелательно и опасно. Сен-Симон верит, что результаты промышленной системы будут благодетельны для масс, для беднейшего класга. Но сам этот «беднейший класс» должен, по его мнению, оставаться пассивным, предоставляя представительство и защиту своих интересов своим «естественным» руководителям — предпринимателям. Рядом своих существенных положений система Сен-Симона совпадает с общераспространенными положениями буржуазной идеологии первой четверти XIX в. Как и признанные выразители интересов буржуазии, Сен-Симон идеализирует в начале своей деятельности диктатуру Бонапарта, возлагая на

  • G. Eckstein, «Der alte und neue Saimon».

Archiv für die Geschichte des Sozialismus, II, 432.

него свои упования в деле реорганизации общества. Как и они, он затем критикует Бонапарта как создателя «нового феодализма ». Вместе с ними он ведет при реставрации борьбу с «обломками феодализма», расчищая пути для полного торжества «промышленников ». Подобно им Сен-Симон видит в истории последних веков прежде всего историю промышленности и падения старых феодальных групп. Подобно им он с ужасом вспоминает революционные годы, боится нового выступления общественных низов и мечтает о союзе промышленников с королем, о «промышленной монархии». Подобно им, наконец, он идеализирует и увековечивает систему наемного труда, «общественную пирамиду ». Тем не менее характеризовать Сен- Симона просто как одного из буржуазных идеологов было бы неправильно, ибо это совершенно не уясняет своеобразных особенностей его системы. Общественный план работ, ассоциация, превращение государства в организацию производства, обязательный труд, иерархия способностей, духовная власть ученых — таковы своеобразные черты учения Сен-Симона. Их совокупность, их сочетания делали сен-симонизм неприемлемым для общественного класса, к которому Сен-Симон обращался по преимуществу,— для буржуазии. Они ни в малой степени не соответствовали ее настроениям. Для буржуазии этого периода с ее индивидуалистическими стремле-

ниями идея общественной организации труда должна была казаться нелепым чудачеством. Понять возникновение специфических особенностей системы Сен-Симона можно только исходя из настроений общественной группы, тесно связанной в своем развитии с развитием промышленности, близко стоящей к буржуазии по условиям своего существования, отнюдь не враждебной капитализму, но все же подходящей к социальным вопросам с несколько иной точки зрения,— из настроений квалифицированной, по преимуществу технической интеллигенции. Сен-Симон не принадлежал к этой группе по своему социальному происхождению. Но вкус к широким замыслам большого научного и технического размаха был присущ ему на всем протяжении его жизненного пути, начиная с плана Панамского канала и кончая проектами превращения земного шара в рай путем применения всех достижений науки к его переделке. К высококвалифицированным и интеллигентным кругам наиболее тяготел Сен-Симон, в них он главным образом вращался в тот период, когда в его сознании закладывались основы его социальной системы. Высокая оценка точной науки как основы технического прогресса, в противовес метафизике и юридической схоластике, в этой среде была чем-то само собой разумеющимся. Признание соответственной роли людей положительной науки в управлении обществом

было простым логическим выводом из этой оценки. Заслуживает внимания, что Сен- Симон в проектируемой им академии наук отводит место трем категориям ученых: математикам, физикам и экономистам. Это, как мы видим, представители дисциплин, наиболее важных для технического и организационного прогресса производства, т. е. люди, представляющиеся Сен-Симону естественными руководителями и учителями технической интеллигенции. Не менее близка была для той же группы идея иерархии способностей и обязательного труда. Трудом и способностями выдвигается на руководящий пост инженер; в отличие от собственника орудий производства он связан с производством не правом, фиксированным в гражданском кодексе, а своими личными знаниями и талантом. С точки зрения Сен-Симона понятен принципиально различный подход к капиталисту, пассивно получающему доход со своего капитала, и к капиталисту-организатору. Первый — тунеядец, второй — труженик; первый имеет возможность жать, где не сеял, каким бы ничтожеством он ни был по существу; второй преуспевает в меру своих организаторских дарований. Мы знаем, что Сен-Симон, действительно, из класса промышленников исключает собственников, не руководящих промышленностью, относя их к промежуточным классам, не играющим существенной роли в экономике общества. Наконец, только в той же среде могла зародиться и мысль

Сен-Симона о подчинении всего производства единому плану. Техническому организатору производства более, чем кому-либо иному, понятны преимущества централизованной организации. Он не может не сознавать, даже в эту эпоху, что индивидуалистическая система ставит препятствия наиболее целесообразному использованию новых производительных сил. Не будучи сам собственником орудий производства, он может позволить себе мечту (утопическую в данной обстановке) об общественном плане использования достижений технического прогресса. Таковы общественные настроения, которые преломившись в сознании Сен-Симона, придали его учению индивидуальные черты, вынуждающие отвести ему совершенно обособленное место в ряду мыслителей начала XIX в. К концу своего жизненного пути Сен-Симон все с большей четкостью формулировал, все резче выдвигал на первый план те положения его системы, которые позволяют говорить о ее социалистических тенденциях: идеи общественного плана работ, иерархии способностей, принцип наибольшего блага наиболее многочисленного класса. Эти положения могли послужить основанием и действительно послужили впоследствии основанием для построения социалистической системы. Сам Сен-Симон, как мы уже говорили, не делает из них последовательно социалистических выводов, они остаются у

него социалистическими, так сказать, в потенции. Тем не менее та энергия, тот пафос, с которыми он на них настаивал, сыграли немалую роль в подготовке умов к усвоению идей социализма и в этом смысле служили интересам растущего рабочего класса. Уже этого достаточно, чтобы отвести Сен- Симону почетное место в истории социализма. Но не меньшее значение для дальнейшего развития социалистической мысли имела и другая сторона учения Сен-Симона — его философия истории* Идеалистическая в своей основе, своим последовательным детерминизмом, свойственным ей представлением о диалектическом характере исторического процесса сен-симоновская философия пролагала пути материалистическому пониманию истории. Помимо этого, сен-симонизм содержал в себе элементы материалистического анализа историчегких явлений. Припомним нарисованную Сен-Симоном картину роста промышленности с XI в. и борьбы промышленников с феодальным обществом,— борьбы, завершающейся французской революцией. Материалистические моменты в философии истории, как и социалистические моменты в его промышленной системе, не додуманы Сен-Симоном до конца. Но при формировании материалистического понимания истории они сыграли свою, весьма существенную роль.

Личные инструменты